Саксофон, кларнет и флейта - краткий экскурс

В обществе немузыкальном воообще мало разбираются в оркестровых тонкостях. Обычно все, что касается мелодизма, народ видит за саксофоном. Другие инструменты как бы существуют, но о них никто не знает. И вообще, может их уже отменили.

Так вот, все это неправильно. Начнем с того, что саксофон закрывает только один участок музыкального фронта: эстрадную и джазовую музыку. В других направлениях его нет. Почему же так?

А все дело в том, что много веков назад появились первые духовые инструменты, в частности, флейты - как наиболее простые в конструктивном отношении представители духовых. Ведь для изготовления примитивной флейты нужна трубка с высверленными отверстиями и флейты могли делать на заре человечества. К 18 веку появились уже трубы, тромбоны и гобои. В каждой книге про Петра Первого можно почерпнуть сведения, как прогрессивный царь ввел у себя в гвардии первые оркестровые хоры, т. е. оркестры в нашем понимании, состоящие из труб, валторн, литавр, гобоев, флейт и тромбонов.

Позже флейты и гобоя с фаготом появился кларнет - и деревянная группа оркестра была наконец оформлена.

Вплоть до конца 19 века флейта с кларнетом составляли элиту оркестра как наиболее употребимые, техничные и незаменимые инструменты. Саксофон был сделан Адольфом Саксом только в конце 19 века, кстати на основе бас-кларнета и вводился в оркестры постепенно. Со первой трети 20 века, когда саксофон стал уже полноценным инструментом, для саксофона нашлась ниша в виде всевозможной развлекательной музыки с малым вкраплением симфонического музицирования по партитурам Равеля и прочих импрессионистов. Тем не менее, саксофон не занял своего места в симфоническом и оперном оркестрах ввиду своей характерности.

Если пристально посмотреть на исполнительские характеристики флейты, кларнета и саксофона, становится ясным разделение функций в музыке.

Флейта
Инструмент с блестящим и холодным тембром, в высшей степени технически подвижен, используется в симфонической и балетной музыке, в театре и оперетте, в народной музыке, в латино-американских и карибских стилях музыки, в рок-музыке, в джаз-роке, отчасти в джазе, в составе группы саксофонов биг-бенда.

Кларнет
Инструмент с различной тембровой окраской в разных регистрах - от звеняще-мрачного до теплого и пронзительного, также весьма технически подвижен, используется наравне с флейтой в симфонической и балетной музыке, в театре и оперетте, в народной музыке, является одним из первых инструментов джаза нью-орлеанской эпохи (эпоха диксиленда). Широко используется в составе группы саксофонов биг-бенда.

Саксофон
Инструмент, являющий собой упрощенный бас-кларнет. Широко используется в эстрадной и джазовой музыке, практически незаменим в современной ресторанно-пивной-закусочной музыкальной отрасли. Как правило там один саксофон исполняет обязанности всех прочих духовых инструментов. Тембровая окраска - вязкий насыщенный тембр, значительно более массивный, чем у кларнета и флейты. По этой причине в составе практически всех эстрадных оркестров или джазовых биг-бендов, саксофонисты (большей частью с кларнетовым образованием) должны использовать второй инструмент - флейту или кларнет, потому что для исполнения высокотехничных партий с прозрачным звучанием саксофоны не предназначены. В качестве альтернативы кларнету саксофонисты часто пытаются использовать сопрано-саксофон, но это является не полноценной заменой, а всего лишь эрзацем

Обратная зависимость: в театральных оркестрах, где саксофонисты не предусмотрены по штату, кларнетисты или флейтисты должны иногда брать саксофон , чтобы сыграть на саксофоне два-три номера эстрадного характера за весь спектакль. А в симфоническом оркестре, когда исполняют, допустим, Хачатуряна с Саблями, саксофон берет бас-кларнетист.

Исходя из приведенных практических выкладок первым, и наверное, последним образованием саксофониста должно быть как минимум законченное музыкальное училище по классу кларнета или флейты. После чего саксофон осваивается за два или за три дня.

У особо толковых на это могут уйти два-три часа. Но это путь музыкального воина. Если человек желает иметь хобби - саксофон , то ему, наверное, кларнет не осилить. Также подавляющее большинство саксофонистов не может и никогда не сможет играть на кларнете и флейте, потому что это инструменты более высокого порядка.

.