Тарас Пустовгар aka Terry

Как ставить зубы

Кто нижними зубами не нарезает губу, тот нарезает ими трость. Не сочтите мои мысли за "гонь", но некоторые свои соображения по поводу нижней губы постараюсь аргументировать. Тем самым, лишь дав пищу для размышления, но оставляя окончательный вывод за вами.

В первую очередь "проберёмся" в предлагаемую постановку с вывернутой нижней губой. Даже если в этом положении она не ложится на нижние зубы, то ещё раз прочитайте первое предложение сего поста. Следовательно, в любом из возможных вариантов будем подразумевать упор нижней губы на зубы.

Весь "сыр-бор" в том, что нижняя губа должна активно влиять на вибрацию трости и ко всему прочему - контролировать строй. Поэтому очевидно, что при вывернутой губе львиная часть трости "голая" и способна к неожиданным "сюрпризам" в виде кикса, нестройного верхнего регистра, слишком открытого звука, часто меняющегося напряжения амбушюра в разных регистрах, которое выдаётся за "гибкую постановку". Стаккато при этом больше "дубовое" и однообразное. При атаке звука так и хочется двигать челюстью взад-вперёд. Дыхание лишено чётко выверенной проекции, что вынуждает "осторожничать" при посыле струи воздуха. На губы приходится большая нагрузка при недостаточной работе дыхания. Как только "поддать", то сразу - треск или кикс. Трость-то - неуправляемая.

Как показывает практика, так тоже можно играть. Но это приносит душевные страдания. Особенно, если много заниматься. Стараешься вовсю, пальцы бегают, мысля работает, а тут - тупик, лимит. Ещё когда один играешь или на параде, то ничего. А как выстроить аккорд в секции, так ни тембрально не сливаешься, ни стабильного строя. Всё время "гибкостью" приходится ловить. Но, подобрав подходящий мундштук (скорее всего с закрытой пастью), можно при такой постановке вполне прилично играть. Дело вкуса.

Но с подвёрнутой губой перед нами открываются бОльшие возможности. При таком положении губы можно играть на всех мундштуках (с разными открытиями), ведь только в этом положении она ЕСТЕСТВЕННЫМ образом способна непосредственно контролировать и удерживать вибрацию трости, помогая при этом максимально эффективно распределять дыхание(выдох).При этом очень важно, в КАКУЮ часть трости проецируются нижние зубы. У каждого свои ощущения и определения. Но одно могу точно сказать, что никогда нижние зубы не должны проецироваться на верхнюю (более слабую) часть трости.

Следовательно, посредством выдвигания и фиксирования в этом положении нижней челюсти, достигается оптимальный упор в часть трости, которая находится чуть ниже её нижней половины. Собственно таким образом можно найти оптимальную точку касания верхних зубов с поверхностью мундштука. Иначе если "переборщить", то и при подвёрнутой губе трость может оказаться неуправляемой. Практика показывает, что от 8 до 10 мм. каждый может найти свою "верхнюю" точку при выдвинутой челюсти. Таким образом, дыхание в полной мере способно влиять при помощи нижней губы на качество звука. Я немного отступил от темы, но считаю, что без этих деталей будет сложнее понять, в ЧЁМ же плюсы этой постановки.

Постановка с подвёрнутой губой считается классической. А владея в полной мере "классикой", можно её при желании повидоизменять. Играя только на вывернутой губе, мы себя обедняем и ограничиваем в средствах музыкальной выразительности. Владея классической постановкой, мы можем более тонко передавать всю полноту музыкальных красок от разнообразия атаки звука до нижнего си-бемоля на пианиссимо. Глиссандо - пожалуйста. Лично я именно классическую постановку считаю гибкой.

При всей внешней фиксированности именно она позволяет в своей внутренней форме адекватно реагировать на разные регистры, при этом сохраняя ровность звучания по всему звукоряду. Я, играя на классической постановке, без проблем могу перейти на вывернутую губу, если посчитаю нужным, что именно такое её положение в каком-то эпизоде даёт мне определённую звуковую краску. Но я в этом случае - хозяин, а не раб или заложник этой постановки. Вот в чём разница.

Вспоминается один разговор из кинофильма, где идёт речь о самопальном художнике, который макая кисть в краску, разбрызгивает её по холсту. Получается очень заумно, со своей философией. А его просят нарисовать коня или собаку. (Чего он делать не умеет.) Можем ли мы этого "художника" считать таковым? Ответ понятен. Очень важно для профессионального владения инструментом уметь максимально использовать его возможности.

А в разнообразности школ как раз и состоит постоянный интерес друг к другу. Если все будут играть одинаково, то это будет армия, а не школа. Вот как раз все эти немелочи и позволяют в полной мере раскрыться любому таланту. А если "звёзд с неба не хватать", то, как минимум прекрасное звучание будет радовать уши и себе и другим. Звучащий музыкант никогда не сможет сыграть безразлично музыку - душа не позволит.

.