Автор: Saxy Andy
(текст был исправлен редакцией
с учетом грамматики русского языка)

Инструкция по самостоятельному перекрытию саксофона в домашник условиях

Если Вам нужно просто провести профилактику, начните с лампочки. На длинном проводе лампочку от фонарика запускаете внутрь, и по одному клапану закрываете и смотрите, где пробивается свет. А если вы таки хотите полностью перекрывать... ну тогда вперед. Разбираем сакс. Полностью, к такой матери. Надеюсь, что вы это делали хоть раз, хотя бы для того, чтобы почистить. Если нет, сразу совет - запишите на бумажке, что и за чем снимали, чтоб потом собирать в обратном порядке. Сразу все подушки выдирать не надо - вдруг завтра халтура? а дело не быстрое.

По одной выдираете подушку, вычищаете из клапана всё то на чём она там держалась, если это не сургуч. Если сургуч, то по###, пусть остается. Потом клапан ставится на ось, и на своё место.(кстати, клапан Си-Бемоль и клапан Си-До легко перепутать, желательно пометить, например фломастером).

Так, клапан стоит и клацает железом по железу. Да? Кладите сургуч. Не слишком мало, но разумное количество. Подушка должна быть наготове. Дудку надо держать на весу, чтоб клапан был открыт под действием гравитации :) а в клапане лежит сургуч. Теперь нагреваем. На кафельной плитке ложится МАЛЕНЬКИЙ (мы ж не паять собираемся) кусочек сухого горючего. Оно не закоптит нам покрытие. Если прямо там, где надо греть, находится кнопка(перламутр!!!), придётся ее выковыривать. Потом приклеите.

Так! Мы ж нагреваем - и смотрим на сургуч. Когда он расплавится, спокойным и уверенным движением руки кладите в клапан подушку. И плавно, не прилагая чрезмерных усилий, нажимаем на клапан. Горячо? Так надо ж было какой нибудь тряпочкой нажимать, не голыми пальцами... ну да ничо, теперь знать будете. Подушка приклеена, контролируем лампочкой. Должно быть всё ОК.

Если нет... Ну, опять подогреете, вынете подушку и повторите снова. Получилось? Следующий! И так двадцать пять раз, или около того.

После того как все подушки на своих местах, я рекомендую заняться- таки чисткой инструмента, это самое время. Если есть специальный состав - клёво. Нэту - тоже не беда, прогуляйтесь в хозяйственный после трудов праведных. Надо брать для серебра, в тюбике, да на бензине.

Если такое не находится, можно на водной основе и для хрома, но это беспощадный способ, часто так делать нельзя. Понадобится фартук, или что-нибудь застелить колени. И много мягких тряпочек, разных размеров, в том числе длинных и узеньких для полировки стоек.

Да, вот еще, рекомендую полые оси, да и вообще подвижные сочленения закапать парафином во избежание попадания туда этого абразива, а то со временем могут появится люфты.

И всё, заморачиваетесь чисткой. Это долгая песня, так что расслабтесь и спокойненько так напевая, полируете свой старый немытый сакс:) Пробочки и фетрики пусть отлетают, раз вы полностью решили перекрыть сакс. Тем более что убились они наверняка основательно...

Осмотрите пружины! Если некоторые конкретно заржавели, лучше поменять их сейчас. Как я уже говорил, замечательные, вечные пружины для любых клапанов получаются из рояльных струн. Для -Ре, -Ре# и -Ми струну нужно согнуть особым образом и вставить в резьбовое отверстие, и поставить клапан на место, потом она уже не вывалится. После того как почистите, надо клеить пробки. Найдите качественную КУСКОВУЮ пробку, не ту что слеплена клеем из пробковой трухи. Берете новый макетный ножичек и отрезаете кусочки по размеру.

Клей я вам не посоветую какой-нибудь конкретный, их щаc столько разных... выбирайте такой, чтоб не надо было долго выдерживать. И клейте по технологии, по инструкции. Место куда будете клеить, желательно зачистить нулёвочкой, не жалея покрытия - всё равно не видно будет. Обезжиривайте ацэтоном. Прижимайте сильнее.

Толщина пробочек пока значения не имеет. Но слишком толстыми их делать тоже не надо - а то бывает, потом трудно собрать механику, не влазит. Когда всё приклеете, соберите сакс. Можно не сразу весь, по частям, проверяя, нигде ли не клацает железо? Где клацает - снимаете узел, клеите еще пробочку. Когда всё проверено, собираем инструмент, сверяясь с написаной вначале бумажкой. Не пренебрегайте этим, а то собирать будет намного геморойнее.

Собрали! Но играть еще нельзя. Берете лезвие, макетный нож слишком груб для данной операции. И ПОНЕМНОГУ отрезаете лишнюю пробку, регулируя закрытие клапанов. Не спешите, а то придётся переклеивать снова. По чуть-чуть! Проверяете, опять же, лампочкой. Будте готовы к тому, что некоторые клапана еще придётся снять, иначе лезвием до пробок не добраться. Где регулируется винтиками - делайте.

Вообще, это должен быть самый неспешный и приятный этап. Делать и наблюдать как подушка за подушкой, клапан за клапаном, старый немытый сакс превращается в инструмент "в отличном состоянии". Да, при регулировке и подрезании пробочек нужно оставить небольшой допуск на утруску-усушку. Сколько? Щас обьясню.

Короче, делайте, чтобы клапан крыл при ЧУТЬ более сильном нажатии, чем обычно. Совсем капельку. Всё должно получится хорошо. А, еще наверное вы бы не отказались новую муфту на эс? Это делается на раз.

Берете пробку от винища. Здесь нужна обычная, из крошки. Берете НОВОЕ лезвие для макетного ножичка. Самое сложное - это вырезать эту байду. Ножом под небольшим углом к поверхности режете вдоль, постепенно углубляясь, как бы по спирали. Ну, запорете несколько пробок... всё получится. Должно быть где-то 3-4 мм толщиной то, что получится.

Отдираете ту мерзость, что осталась от старой муфты. Зачищаете наждачкой, как следует. Чтоб не поцарапать лишнего, обмотайте изолентой. Зачистили? Обезжириваем ацетоном...

Далее, берете мега-клей "Момент" (я не настаиваю, но "Момент" справляется, это проверено). Намазываете обезжиренную и занаждаченную эску. Не толсто, но качественно. Оставляете сохнуть.

Далее надо промазать эту пробку, что вы с таким трудом отрезали. Мазать надо изнутри. И следите, чтоб не слиплось. Один край, который будет началом, надо обмазать и снаружи тоже. но не много, только краешек. Даёте выдержку клею, 20 минут.

Потом следует серия уверенных действий, от которых зависит долговечность изделия. В правую руку берете эс, и начинаете как бы наматывать пробку на металл. Октавник лудше снять, чтоб не погнуть ненароком. Наматывать надо начиная с того конца, который обмазан снаружи. Придавливаете большим пальцем.

Как завершите оборот, нужно сразу ТУГО обмотать пробку шнурком, а через 24 часа снять шнурок, (можно и раньше, но так рекомендует производитель) аккуратненько отрезаете получившийся нахлёст. Конечно, на полученную муфту сразу мундштук не оденешь. Слишком толстая.

Берите грубую наждачку (ну не самую крупную, но суровую) сворачиваете в трубочку и держа ее в кулаке, другой рукой крутите эс. Время от времени проверяйте, как идёт дело, пробуйте одеть мундштук. Главное - остановиться вовремя :)

Потому что эта пробка тоже усядет. Когда уже почти вся муфта влазит в мундштук,шлифаните мелкой шкуркой, и обкапайте парафином со свечки. Не вздумайте нагревать - а то придется начинать всё сначала, я не шучу. Потом возьмите мундштук (лучьше тот на котором не играете, потому что засрётся парафином), накрутите до упора, (в том направлении в котором наматывали пробку; старайтесь всегда делать так) и оставьте на ночь. Наутро у вас будет чудо-сакс, который вы, можно сказать, сделали сами. Не знаю, стоит ли дело 300 баксов... Гордость за свою работу, я думаю, стоит. Удачи!

Примечания и дополнения от Wovka:
Строго говоря, сургуч не лучший способ для саксофона. Для кларнета - да (там подушки немного меньше), и то в военно-полевых условиях. Есть технологии быстрые, есть хорошие. И они редко тождественны. Сургуч употребляют тогда, когда нужно сделать много и быстро. Но он плохо растекается (плохо заполняет чашку клапана) и он хрупкий. Поэтому нужно брать современные материалы, их сейчас хватает. Не могу согласиться также и с нагревом клапана открытым огнем. Есть же паяльники. Достаточно мощности 100 Вт. Нужен также регулятор нагрева паяльника (автотрансформатор или тиристорный). А самое главное - нужно изготовить специальной формы матрицу вместо жала паяльника и отполировать ее рабочую часть. После этого нужно отрегулировать температуру нагрева матрицы под конкретный материал (она будет значительно ниже температуры открытого огня и не будет представлять опасности ни для подушки, ни для клапана, ни для покрытия). Перед извлечением старой подушки из клапана рекомендуется измерить высоту ее выступания и при посадке новой стараться добиться такой же величины. При данной технологии вы можете устанавливать подушки в любом удобном и естественном положении, т.е. подушкой вниз или вверх (или в сторону). А там - хоть Амати, хоть Сельмер, разницы нэту. Механику вы не повредите. Если не спешить и делать всё внимательно, то и с первого раза получится. Это не баян ремонтировать.

Saxy_Andy
Ну, это уже как раз и есть "секреты". Можно и не сургуч... вот рекомендуют термопласт, весьма разумно звучит. Но вряд ли сургучом быстрее, чем чем-то другим. Можно и паяльник переделать, если не лень... смотря ж для чего! Для Амати или БэЭса можно спокойно обойтись горелкой. Для лакированной Ямахи и паяльник не покатит, надо думать что-то другое, например термопласт, и струя пара или мощный фен.

.